вторник, 23 декабря 2014 г.

Образование во Франции



Общее представление о системе образования.

Система образования – это механизм, с помощью которого осуществляется передача знаний следующему поколению. Система реализована по принципу иерархии образовательных учреждений.
Структура образования во Франции включает четыре ступени:
  1. дошкольное образование (до 6 лет);
  2. начальное образование (6 - 10 лет);
  3. среднее образование (11 - 18 лет);
  4. высшее образование (после 18 лет);

Возраст
Класс/курс
Возраст в России
Ступень обучения
Образование
2-5 года2-6Детский садДошкольное образование
6-10 летCE1, CE2, CM1, CM2.7-11Начальная школаНачальное образование
11-14 лет6-312-16Средняя школаСреднее образование
15-17 год2-017-18Средняя школаСреднее образование
15-18 год1-316-18КолледжВысшее образование (Степень бакалавра)
18-21 годДальнейшее обучение, 3 года  после школыПосле 18 летЛиценциатВысшее образование (Степень бакалавра)
Длительность обучения 2 годаДальнейшее обучение, 2 года  после LicenceНеограниченноМагистратураВысшее профессиональное образование
Длительность обучения 3 - 5 летДальнейшее обучение, 3-4 года  после магистратурыОграничений нет, но желательный возраст до 40 летДокторантураВысшее профессиональное образование


Получить образование во Франции самостоятельно можно как в государственных, так и в частных школах, доля которых составляют только 20%. Для граждан и иностранцев обучение во Франциибесплатно. Государство контролирует всю систему образования: формирует школьную программу всех типов школ, организует сдачу экзаменов и выдает дипломы со степенью бакалавра.

Дошкольное образование.


К начальной школе детей начинают готовить еще в детском саду. С 2-3 лет дети посещают "материнские школы(ecoles matemelles). Посещение садика не является обязательным. В детском саду детей делят на две группы по возрасту.
Самые маленькие дети до 4 лет ходят в первую группу. Их занятия представляют собой разнообразные игры.
Во вторую группу ходят дети до 5 лет, кроме игр с ними проводятся различные развивающие занятия: рисование, лепка, запоминание небольших стишков. Самых старших детей учат считать и писать, а в некоторых группах и читать, подготавливая их к поступлениюначальную школу. Основное внимание уделяется развитию речи, рисованию, пению, физическим упражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и самовыражения.

Начальное образование(Ecole elementaire).

Дети идут во французскую школу с 6 летНачальная школа состоит из пяти классов: Первый класс считается подготовительным CP (Cours préparatoire). Начальные классы первая ступень (элементарные)Cours élémentaire CE1 и CE2, Начальные классы вторая ступень (средние) Cours moyen CM1 и CM2.

Среднее образование.

Для поступления во французскую школу иностранным детям необходимо написать руководству школымотивационное письмо. Если изложенные в нем причины сочтут убедительными, ребенка вызовут в школу для собеседования и тестирования по языку и основным предметам школьной программы.
Порядок классов отличается от российских школ. В 11 лет ученики из начальной школы переходят в шестой класс и учатся в средней школе (Collegeдо третьего класса. Эта ступень для обучения во Франции самостоятельно является обязательной.
Государство установило 8 обязательных для изучения предметов: французский язык, иностранные языки, математика, история и география (объединены), биология, физика, химия, и физическая культура.
Курс шестого класса называется адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов - центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса - ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе). 
В 14 лет ученики могут выбрать два варианта своего дальнейшего обучения во Франции: пойти учиться впрофессиональное училище или продолжить обучение в школе. В последнем случае дети продолжают обучение в лицее (Lycee). Обучение в лицее происходит по профилям (гуманитарный, экономический и естественный) и продолжается 3 года, то есть второй класс, первый класс и выпускной класс (terminale). В последний год выпускники сдают государственный экзамен baccalaureat (BAC) по специализации, который позволяет поступить без дополнительных экзаменов в ВУЗ. Экзамен baccalaureat приравнивается к первой университетской степени. Только 80% учащихся получают аттестат.
Аттестат о среднем образовании может быть трех видов: литературного профиля (L), естественных наук (S) или экономического (ES). Второе направление подразумевает еще несколько более узких специализаций: естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и технологии сферы услуг (STT), медико-социальные науки (SMS) и естественные науки и лабораторные технологии (STL).

Профессиональные училища.

Профессиональным учебным заведением во Франции называют вторую ступень средней школы. Для человека, не ставящего своей целью получить высшее образование, есть подходящий путь - лицей профессионального образования. За 2-3 года обучения здесь можно получить рабочую специальность. После сдачи выпускного экзамена учащиеся, как правило, идут работать на предприятия промышленности или сферы услуг.
Во Франции не существует строгой границы между средним специальным и высшим образованием: первое служит ступенькой для второго.
Для французских лицеев характерен индивидуальный подход к ученику - уровень овладения каждой учебной дисциплиной разделяется на три степени, поэтому при обучении во Франции можносамостоятельно выбирать, в какой степени необходимо овладеть той или иной дисциплиной.
Лицеи во Франции бывают следующих видов:
  1. Профессиональные лицеи-училища (lycee professionnel) LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому;
  2. Центры подготовки подмастерий (CFA) Выпускники получают CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией;
  3. Общеобразовательные (general) подразделяются на социально-экономические (BAC-ES), естественнонаучные (BAC-S) и филологические (BAC-L). Выпускники получают BEP (сертификат общего профессионального образования), который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п.;
  4. Технологические (technologique)/ Делятся на сервисные (STT), научно-промышленные (STI), лабораторно-исследовательские (STL) и медико-социальные (SMS);
Обучение в старших школах двух первых типов не подразумевает получение в дальнейшем университетского образования, тогда как общеобразовательные и технологические лицеи являются своего родаподготовительными курсами к университету.

Высшее образование.

Высшее образование во Франции самостоятельно можно получить в двух типах учебных заведений: вУниверситетах (Universités) и в Высших Школах (Grandes Ecoles). Весь процесс обучения во Франциипроходит на французском языке.
Большинство ВУЗов государственные и подчинены Министерству Образования Франции.
Принципиальной разницы между университетами и высшими школами не существует.
Университеты готовят преподавателей, врачей, юристов, научных работников.
В Высших Школах готовят высокопрофессиональных специалистов в сфере экономики, управления, военного дела, образования и культуры. Поступить в Высшую Школу можно только после двух или трех лет обучения в подготовительных классах по выбранному направлению или после второго курсауниверситета. Зачисление происходит по результатам конкурсных экзаменов. А для иностранных студентов процедура поступления еще более сложная. Каждое заявление рассматривается индивидуально, и очень часто Школа вообще отказывает в зачислении. Срок обучения в Высшей школе составляет три года. После чего выпускник получает диплом о высшем образовании.
Сроки обучения в ВУЗе, что бы получить образование во Франции самостоятельно:
  1. Короткое высшее образование (les filières courtes) . Данный вид высшего образования готовит специалистов в промышленной сфере или в сфере услуг. После 2-3 летнего обучения выпускники получают DUT (Diplome universitaire de technologie) или BTS (Brevet de technicien superieur). Обладатель диплома может продолжить обучение и получить профессиональный диплом Licence 3 professionnelle.
  2. Длительное высшее образование (les filières longues). Это основной вид обучения рекомендуемый, что бы получить образование во Франции самостоятельно. Цикл обучения состоит из трех этапов:
  • Первый цикл длится 2 года. За это время студенты должны изучить фундаментальные дисциплины и некоторые дисциплины по специализации. По окончании студенты получают диплом об общем высшем образовании DEUG (Diplome d’etudes universitaires generales).
  • Второй цикл тоже длится 2 года. В первый год студенты изучают уже только специальные предметы, и в конце учебного года получают степень Лиценциата (Licence). На втором году обучения студенты защищают дипломную работу, после чего им присваивается степень Мэтриз (Maitrise) и выдаетсядиплом Master 1.
  • Третий цикл длится 1 год. Здесь студенты могут самостоятельно выбрать вариант обучения:
    После окончания обучения получить диплом о высшем специальном образовании. DESS (Diplome d’etudes superieures spesialisees) – Диплом готовит выпускника к профессиональной деятельности по специальности.
    После окончания обучения можно получить диплом о высшем углубленном обучении Master 2 Recherche или DEA (Diplome d’etudes approfondies) – Диплом дает право продолжить обучение в аспирантуре.
    После 3 лет обучения в аспирантуре присваивается степень Doctorat.
Степень магистра не является основной во Франции, и получить ее можно только в сфере туризма, гостиничного бизнеса, дизайна и экономики. В магистратуру можно поступить после получения после DEUG. Срок обучения 3 года. По окончании обучения защищается дипломная работа и выдается диплом о полном высшем образовании со степенью Magistere.

Поступление в ВУЗ для российских граждан.

Для того чтобы образование во Франции самостоятельно, необходимо подтвердить свое знание французского языка. При поступлении принимаются дипломы дипломов международных экзаменов DELF B1, DELF B2.
Французские граждане могут поступать в ВУЗ без экзаменов, они проходят только собеседование в приемной комиссии. Российский аттестат о полном среднем образовании не позволяет нашим школьникам поступать в ВУЗ без экзаменов, поэтому, чтобы быть зачисленным во французский ВУЗ нужно, сначала поступить на первый курс в России.
На Licence и Magistere российские студенты могут поступать после 3-4 лет бучения в российском вузе.
Французское образование отличает доступность, высокое качество и приемлемые цены. Если вы желаете получить образование во Франции самостоятельно, будьте готовы оплатить ежегодныйвступительный взнос, внести плату за страховку (если Вы планируете обучаться более трех месяцев), а также плату за общежитие. Вы также должны иметь в виду, что учебная виза не дает Вам права работать полный день во Франции, количество допускаемых рабочих часов строго ограничено.

ОПП. Модуль 1.Задание 5.,

ОПП - практическое задание 5.

Проектирование контекста педагогической деятельности.


Задание 1.


Описание
Оценка
Прогноз
Решение
Перемена пред уроком физкультуры. К учителю подходит ученик 7 класса, в руках у которого футболка: «Владимир Евгеньевич, в нашей раздевалке кто-то оставил футболку. Не могли бы Вы оставить ее у себя, вдруг кто-нибудь придет забрать. В раздевалке ее могут украсть».

Учитель: «Отстань. Не видишь, я занят. И вообще у меня здесь не бюро находок. У меня нет времени, что бы этим заниматься». Ученик ушел.
Ученик мог поступить иначе, то есть оставить футболку там, где она лежала и пойти играть в мяч. Но он повел себя так, как учат родители и учителя – попытался найти человека, который оставил эту вещь. В силу того, что он не знает учеников, он обратился за помощью к учителю, который помог бы решить ему эту проблему. Возможно этот мальчик, найдя однажды какую-либо вещь, не понесет ее старшему, а оставит ее лежать на месте или заберет себе. Он будет не уверен, согласятся ли ему помочь.
К Владимиру Евгеньевичу мальчик никогда не обратится с какой-либо просьбой, он будет бояться отказа.
На месте учителя я бы взяла у мальчика футболку со словами: «Хорошо, я попробую найти этого ученика». Возможно, я бы забыла об этом обещании, но зато у ученика осталось бы чувство, что он поступил правильно. И в следующий раз он поступит точно так же.
Урок алгебры. Примерно за 10 минут до конца урока, учитель вызывает к доске Васю. Он должен решить пример, используя формулы, изученные на уроке.
Звенит звонок. Учитель просит всех выйти из класса, а Васю остаться и решить пример. Но ученики не уходят, а обступают Васю, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты че совсем тупой», «Это же элементарно» и.т.д. В результате это начинает раздражать Васю, и он просит учителя, что бы она попросила остальных выйти из класса. Учитель подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай Вася. Ты даже пример не можешь правильно из учебника переписать».
Ученики начинают смеяться, а Вася хватает портфель и выбегает из класса.
Конец урока. Все уже расслабились, в том числе и Вася. Он просто по своей рассеянности неправильно переписал пример, и сам не смог найти ошибку. Он обратился за помощью к учителю, так как она всегда помогает, если что-то не получается. Вася надеялся на помощь учителя, а она поступила так же, как остальные, то есть посмеялась над ним.
Скорее всего, она не хотела обидеть мальчика и сказала это не со зла. Но, зная взрывной характер Васи, она могла бы предположить финал данной ситуации.
Вероятно, что Вася обиделся на учителя и своих одноклассников, так как они не помогли ему в трудной ситуации.
На следующем уроке никто не вспомнил об этом инциденте. Но возможно Вася не поможет своему однокласснику в такой же ситуации, а посмеется вместе с остальными.
На месте учителя я бы попросила других учеников выйти из класса и осталась бы с Васей один на один. Попросила бы его успокоиться, сосредоточиться, найти ошибку и решить пример или попросила бы его остаться в кабинете, чтобы помочь стереть с доски, разложить тетради (например), что бы он немного успокоился.
Идет урок, на крыльце стоит ученик 11 класса и курит. Вдруг он видет директора, которая идет в школу. К его сожалению, он замечает ее поздно, и она видела, что он курил. Не дойдя до крыльца, она начинает кричать: «Опять ты, Петров!!!! Почему ты не на уроке?» Петров, нахальным тоном: «А у меня сейчас физкультура. Я от нее освобожден».
Директор: «Так значит, курить раздетым в мороз ты можешь, а на физкультуру не ходишь!!!» С этими словами, она буквально затаскивает его в школу и отчитывает его в коридоре. Попадает также и охраннику, который его выпустил на улицу.

«Я вызову маму в школу, а вам (охраннику) объявлю выговор за нарушение устава школы».
Петров нарушил дисциплину, и, по словам директора, будет наказан. Но судя по его скучающему виду, с которым он слушал «речь» директора, такие наказания ему не впервой, и мне показалось, что директор не будет этим заниматься вообще.
А Петров как курил на крыльце, так и будет продолжать это делать.
В коридоре находилось несколько учащихся, которые были свидетелями этой сцены. Когда директор ушла, они вместе с Петровым посмеялись: «Да никого она не вызовет. К тому же, твои родители знают, что ты куришь». К сожалению, в наше время очень большой процент учащихся являются постоянными потребителями сигарет. С этой проблемой достаточно трудно бороться. На месте директора я бы чаще проводила воспитательные беседы с учениками и их родителями о вреде курения.




Задание 2. 


























Задание 3.

Урок по французскому языку по теме: "Bonjour, la France! "



Тема урока: Bonjour, la France!

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН.

Цели урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия (вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их закреплению).


Практическая задача:

Систематизировать и обобщить грамматический и лексический материал.

-Обучающие задачи:
-Учить составлять мини-диалоги по аналогии, с использованием заданных речевых образцов (грам. структур).
-Развивать умение решать простейшие коммуникативные задачи с помощью ИЯ (без перевода на родной язык).
-Тренировать употребление глаголов и устойчивых выражений в настоящем времени.


Развивающие задачи:
Развитие речевой памяти, внимания, логики мышления, умения работать самостоятельно и в группах.
Развитие умения осуществлять общение на ИЯ.

Воспитательные задачи:
Привитие любви к ИЯ.
Воспитывать умение творчески относиться к делу.

Содержание урока:
Организационный этап.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Этап повторения.
Этап всесторонней проверки знаний.
Этап информирования учащихся по домашнему заданию (инструктаж по его выполнению).


Оснащение урока: 
компьютер, проекционная система, раздаточный материал.

Методы и приемы:
по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;.
по степени взаимодействия: самостоятельная работа, беседа;,
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, ролевая игра;.
в зависимости от конкретной дидактической задачи: применение на практике.

                                         ХОД УРОКА

Bonjour, mes amis!


    Je suis ravie de vous voir. Asseyez-vous, s’il vous plait! Regardez le tableau!
    Le sujet de notre lecon est Bonjour la France!
    Nous etudions la langue francaise pendant une annee mais nous pouvons: lire, parleer, compter, jouer, traduire, reciter les poesies et beaucoup d’autres choses…
    C’est pourquoi aujourd’hui nous avons les taches suivantes:

    -Reviser les regles de la lecture
    -Composer des dialogues sur les modeles
    -Visiter Paris et deviner les devinettes
    -Reviser la lexique des lecons precedents “en jouant aux detectives”
    -Conjuguer les verbes du III-eme groupe (etre, avoir)
    -Faire des exercices d’anglais en francais et de francais en anglais

Quand au contenu de notre lecon nous travaillons sur les aspects suivants:
-La phonethique
-La lexique
-La grammaire
I. Qui est de service aujourd’hui?
Quelle date sommes-nous aujourd’hui?
Qui est absent?
II. 

Faisons la connaissance! Composez des microdialogues sur le schema suivant:
-Saluez
-Prenez la connaissance
-Faites des adieux
III. Maintenant, les combinaisons des lettres.
Lisez la combinaison et puis l’exemple! Suivez l’ordre de la lecture!
(Можно написать правила чтения и примеры в любом порядке)
IV. Pouvez-vous compter?
Vous savez une belle poesie avec les numeraux d’un a douze. Racontez-la!
Je vois que vous comptez bien et j’ai un jeu pour vous: je vous dis C’est plus que ou C’est moins que et vous tachez deviner le numero!
(Загадывать числа не по порядку!)
V. N’oubliez pas le sujet de notre lecon! C’est pourquoi visitons la plus belle ville de France et admirons ces curiosites! Comment s’appelle-t-elle?
Oui, c’est vrai. C’est Paris!
(Учащиеся делятся на 2 группы, каждая из которой получает карту и названия достопримечательностей)Regardez la carte de Paris, imaginez qur vous etes Francais et trouvez les nons de tous les curiosites de Paris!
Maintenant soyez professeurs vous-memes! Changez les listes et corrigez les fautes!

La liste des curiosites:

L’Arc de Triomphe
La Tour Eiffel
Les Invalides
La Sorbonne
Le Pantheon
Notre Dame de Paris
Le Louvre
La Place de Concorde
La Place de l’Opera
Le Sacre-Coeur


























VI. 

Voici la conjugaison des verbes etre et avoir. Conjuguez-les!
Revisons les professions! Vous avez des professions, demandez et repondez utilisant la profession qui convient!

La liste des professions:

dentistes
professeurs
coiffeuses
chauffeurs
sportives
pianistes
médecins
fermiers
secrétaires
programmeurs

(В эту игру можно играть с раздаточным материалом или фотографиями)

VII.

Maintenant jouons au detectives! Imaginez que je suis votre patron! Nous avons recu un document chiffre. Une personne est perdue. Nous n’avons que la description en francais. Dessinez la vraie photo et devinez qui est-ce!

C’est un homme.
Il n’est pas de grande taille.
Il est assez gros.
Mais il est trèиs gai.
Les cheveux sont longs et jaunes.
Le visage est rond.
Les yeux sont grands et bleus.
Le nez est petit.
La bouche est grande.
Son chapeau est vert et rouge.
Sa chemise est rose, violette et brune
avec des boutons: vert, rouge et bleu.
Son pantalon est rouge, bleu et vert aussi.
Ses chaussures sont: rouge et bleue.
(Учащиеся работают в парах: рисуют по описанию и сверяют с оригиналом)
Que le temps passe vite! La lecon etait manifique, merci beaucoup! Et que pensez-vous?
(Можно провести рефлексию на русском языке устно или письменно)
    -Интересен ли был урок?
    -Что узнал и чему научился в течение урока?
    -Какие новые вопросы возникли?
    -Что показалось более трудным? 

    -Какую оценку ты бы себе поставил(а)?


C’est votre devoir a domicile…
Au revoir! Bon chance!



понедельник, 22 декабря 2014 г.

ОПП - Практическое задание 4.

ОПП - Практическое задание 4. 

Проектирование педагогических технологий. 

Задание 1. 


Педагогическая технология – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности.

Педагогическая технология – научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Процесс разработки педагогической технологии предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.

Образовательная технология – термин более широкий, нежели «технология обучения», поскольку включает и воспитательные технологии, направленные на формирование и развитие личностных качеств обучаемых.

Характерные признаки педагогических технологий:
Последовательная разработка целей обучения и воспитания;

Структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению; Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля;

Усиление диагностических функций обучения и воспитания;

Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

Технология обучения в ВУЗЕ представляет собой систему психологических, общепедагогических, дидактических, частно-методических процедур взаимодействия педагогов (ученых, инженеров) и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленных на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию подготовки специалистов.
Классификация педагогических технологий обучения:

-по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные);

-по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

- по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, развивающие;

- по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);

- по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между преподавателем и обучаемыми; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала;

- по доминированию целей и решаемых задач;

- по применяемой форме организации обучения;

- по доминирующим методам обучения.

Дидактическая структура технологий обучения учитывает:

-уровень применения;

- философскую основу;

- ведущую концепцию усвоения знаний;

- отличительный характер содержания образования;

- организационные формы обучения;

- преобладающий метод обучения;

- категорию обучаемых.


В педагогической литературе существует четыре основных подхода к понятию«технология обучения» («педагогическая технология»), а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И.Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.); как педагогическая система (В.П.Беспалько, В.В.Гузеев и др.); как педагогический процесс (В.С.Безрукова, М.М.Левина, В.Д.Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластелин и др.). Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности участников педагогического процесса.

Технология обучения- это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традционных моделях обучения. Это базовое определение может быть модифицировано в тех значениях, когда технология обучения выступает как определенный задачами логически структурированный дидактический процесс, инвариантно протекающий под влиянием определенных педагогических условий и обеспечивающий прогнозируемый результат, либо как целостная система концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения, гарантирующая достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при ее последующем воспроизведении и тиражировании.

Технология обучения - комплекс взаимосвязанных форм, методов, приемов и средств обучения, направленный на формирование у субъекта обучения знаний, умений и навыков, необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины.

Определение «педагогической технологии». «В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением , вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.




Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:


1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.



2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика (пер. стр. 15-16) преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).



3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Задание 2. 



































Задание 3. 


Предварительный этап.

Анализ существующих педагогических технологий.

Профессиональная деятельность любого работника квалифицированного труда и специалиста обязательно включает в себя ряд действий, для выполнения которых необходима безусловная четкость, систематизированные знания, отработанные умения и навыки.

В практике профессионального обучения отработка профессиональных знаний и умений достигается, как правило, за счет их многократного повторения. Применяемые при этом репродуктивные методы, связанные с простым воспроизведением информации, даже без ее преобразования, придают процессу обучения монотонность, вызывают у обучающихся потерю мотивации и, как следствие, негативное отношение к самой информации. Активность учебной деятельности и качество профессионального обучения резко падают.

Формулировка целей проектирования (требований к педагогическим технологиям).

Необходимы такие деятельностные педагогические технологии, которые будут способствовать эффективному усвоению различных профессиональных знаний и умений, развитию профессионального интереса и активности обучающихся.


Для отработки определенных функциональных действий, требующих автоматизма в работе («навык» – умение, проявляемое автоматически), эти педагогические технологии должны давать базу для отработки четкости умений и формирования навыков.

Концептуальный этап.
Выбор стратегии проектирования: смешанное проектирование.

Парадигма креативного обучения задает выбор педагогических технологий, и в то же время компоненты педагогических технологий определяют наполнение содержания и подходов к профессиональному обучению. Поэтому, учитывая необходимость творческой деятельности и развития профессионального мышления при применении будущих педагогических технологий, необходимо иметь в виду, что проектирование их обусловлено, с одной стороны, парадигмой обучения, а с другой – конкретным выбором их компонентов. Одновременное проектирование «сверху – вниз» и «снизу – вверх» будет влиять на меру творческости и ориентации на соответствующий уровень усвоения учебного материала.


Принципы, которые должны быть положены в основу проектирования педагогических технологий:

– системное предъявление информации;

– междисциплинарный характер усвоения содержания профессиональных знаний и умений;

– проблемность в усвоении и систематизации знаний и умений;

– творческий характер учебной и профессиональной деятельности;

– возможность самостоятельного усвоения и систематизации учебного материала;

– возможность организации контроля знаний и умений;

– наличие элементов нестандартности и занимательности в предъявлении информации и организации самостоятельной деятельности обучающихся.




Уточнение целей и задач педагогических технологий.

Деятельностные педагогические технологии должны обеспечить усвоение содержания учебного материала на алгоритмическом и творческом уровнях.

Педагогические технологии должны предусматривать достижение дидактических целей:

– усвоение содержания учебного материала;

– систематизацию и обобщение знаний и умений;

– контроль знаний и умений;

– развитие творческого профессионального мышления;

– развитие самостоятельности в отработке профессиональных знаний и умений.


Критерии оценки спроектированных педагогических технологий:

1) нестандартность предъявления информации, проблемность содержания учебного материала;

2) обеспечение развития творческого профессионального мышления в процессе обучения;

3) наличие методических компонентов, обеспечивающих отработку применения знаний на практике;

4) возможность развития самостоятельности при применении педагогических технологий.


Условия и средства достижения целей.


Условием проектирования педагогических технологий является владение знаниями об алгоритмах, правилами построения блок-схем алгоритмов и умениями пользоваться алгоритмами в практической деятельности. Поскольку любая профессиональная деятельность может быть алгоритмизирована («алгоритм» – точное и понятное предписание для выполнения последовательности действий), то в качестве универсального средства описания деятельности может быть применен алгоритм. Алгоритмические описания могут применяться в трех видах:

– текстовое описание последовательности действий;

– табличное представление последовательности действий;

– применение блок-схем алгоритмов.

Наибольшая нестандартность и занимательность обеспечиваются при применении алгоритмов в виде блок-схем, на которых прямоугольниками (операторные вершины) обозначаются законченные действия в составе профессиональной деятельности, а ромбами (условные вершины) – условия, способствующие или препятствующие выполнению следующего шага. Условные вершины (ромбы) имеют два выхода: «О» – условие для выполнения следующего шага деятельности не выполнено и «1» – условие выполнено.

Для достижения целей проектирования педагогических технологий содержание информации о знаниях и умениях профессиональной деятельности должно быть трансформировано в алгоритмические предписания в виде блок-схем.


Технологический этап.

Уточнение задач проектирования с ориентацией на требуемый уровень усвоения.

• Диагностика уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

• Выбор системы контроля качества усвоения с учетом критериев оценки результатов.

• Отбор содержания учебного материала.

• Выбор вариантов мотивационных и деятельностных педагогических технологий.

• Проектирование деятельностных педагогических технологий для конкретного содержания учебного материала.

• Проектирование управленческих педагогических технологий, обеспечивающих оптимальное сочетание с выбранными мотивационными и деятельностными педагогическими технологиями.

• Анализ и оценка результатов.

• Оформление результатов проектирования.



Выбор системы контроля качества с учетом выбранных критериев оценки результатов.

Варианты организации выполнения заданий:

1) составление блок-схем алгоритмов отдельных операций и технологических процессов профессиональной деятельности в целом – по памяти;

2) описание профессиональной деятельности по предъявленным алгоритмам;

3) заполнение отсутствующих блоков алгоритмов профессиональной деятельности;

4) проверка правильности предъявленных алгоритмов профессиональной деятельности и при необходимости исправление их;

5) организация взаимопроверок выполненных алгоритмов профессиональной деятельности;

6) организация самостоятельного изучения видов профессиональной деятельности на основе предъявленных алгоритмов.


Отбор содержания учебного материала.

Учебный материал поддается алгоритмизации. Используются универсальные педагогические технологии.

Выбор компонентов педагогических технологий для усвоения содержания учебного материала:

– организационная форма – лекция-беседа;

– методы – сочетание монологического и диалогического (системы методов проблемно-развивающего обучения);

– дидактические средства – мультимедийный комплекс (демонстрация последовательности операций профессиональной деятельности и блок-схемы алгоритма этой деятельности в целом).

Выбор компонентов педагогических технологий для систематизации и обобщения учебного материала:

– организационная форма – практическое занятие;

– методы – алгоритмический (системы методов проблемно-развивающего обучения);

– дидактические средства:

а) методические рекомендации по составлению алгоритмов профессиональной деятельности;

б) карточки-задания на составление алгоритмов профессиональной деятельности, на описание профессиональной деятельности на основе предъявленного алгоритма.

Педагогические технологии должны применяться в процессе теоретического обучения (для усвоения информации) и практического обучения (для систематизации и обобщения учебного материала), а также для контроля знаний и умений.

ОПП - Модуль 1. Задание 3.,


ОПП - задание 3.

Основные объекты педагогического проектирования

Задание 1.


Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального, общего и профессионального образования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.


Основные профессиональные образовательные программы включают в себя:

- учебный план,

- программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся,

- программы учебной и производственной практики

- календарный учебный график,
- методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Задание 2.
Памятка составителю учебного плана образовательного учреждения

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

- целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

- состояние здоровья учащихся;

- уровень их способностей;

- характер учебной мотивации;

- качество учебных достижений;

- образовательные потребности;

- возможности педагога;

- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.


Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:

• не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;

• недостаточно обосновывается необходимость их разработки;

• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;


• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;


• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.



Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:

1. Титульный лист (название программы).

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание тем учебного курса.

5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

6. Перечень учебно-методического обеспечения.

7. Список литературы (основной и дополнительной).

8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.



Пояснения к структурным элементам программы

Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.


Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

• нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

• целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

• определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

• процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

• оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки-уровня обученности учащихся.



Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).

2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

3. Наличие признаков нормативного документа.

4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

6.Конкретность представления элементов содержания образования.




Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей программыСодержание элементов рабочей программы

Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения,

- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- указание параллели, на которой изучается программа;

- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.


Пояснительная записка
- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;

- указание на место и роль курса в обучении;

- цели,задачи;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

- предполагаемые результаты;

- система оценки достижений учащихся;

- инструментарий для оценки результатов;

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.


Учебно-тематический план

- перечень разделов, тем последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- деление на виды деятельности и формы,

- формы и методы контроля;

- др.

Содержание тем учебного курса


- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

• основные изучаемые вопросы;

• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

• требования к знаниям и умениям обучающихся;

• формы и вопросы контроля;

• возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


В данном разделе прописываются требования к:

- знаниям;

- умениям;

Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся

Перечень учебно-методического обеспечения

- методические и учебные пособия;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал;

- др.

Список литературы (основной и дополнительной)


- литература, использованная при подготовке программы;

- литература, рекомендованная для учащихся;

- образовательные диски.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- списки тем рефератов;

- темы проектов:

- темы курсовых и творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.




Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.



Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

• дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

• описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

• возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

• существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.


Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося(например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:


• основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;

• конечная система или комплекс знаний;

• перечень умений и навыков (способов деятельности);

• перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями.Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контроля учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы (см. Приложение 2 Примерного положения о рабочей программе педагога (Приложение 1)).

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

4. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:


• единства содержания обучения на разных его уровнях;

• отражения в содержании обучения задач развития личности;

• научности и практической значимости содержания обучения;

• доступности обучения.


Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

5. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.


6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.


В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания: представлен в приложении 1.


7. Следует обратить внимание на то, что в последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:

• его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;

• отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;

• полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);

• информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;

• целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.


Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего в программе комплекта.

Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия. Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким образом, учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение – вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.


Задание 3.


Образовательная система — это совокупность образовательных программ, удовлетворяющих запросы определенных групп населения на данной территории и обеспечивающих стабильность результатов образовательной деятельности (О. Е. Лебедев).

Образовательная система — это специально выстраиваемая силами общества и государства в соответствии с историческим и социокультурным контекстом система сохранения, воспроизводства и развития Человеческого Качества.

Образовательная система это специально организованная система, предназначенная включить человека в культуру (прошлую, настоящую, будущую), придать эволюции культуры безопасный ход, т. е. выработать, сформировать определенную готовность к действию, развернуть, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области (В. Е. Радионов).




Есть 3 типа развития.

От выбранного типа зависит рассмотрение проектируемой системы как теоретического конструкта или как «живого», развивающегося по своим законам организма.


1ая стратегия проектирования - Образовательная система для определенного субъекта(географически-территориальный признак)
Сходство с остальными стратегиями: рассмотрены признаки групп и на основе этих признаков составляют систему.
Различия: Второе определение более обширно рассматривает определение, а третье более конкретизирует.

2ая стратегия проектирования - Образовательная система для сохранения, воспроизводства и развития Человеческого Качества.
Сходство с остальными стратегиями: опять рассмотрены исторические признаки групп и на основе этих признаков составляют систему.
Различия: Первое более обширное, а третье менее обширное.

3ая стратегия проектирования - Образовательная система для сохранения, воспроизводства и развития Человеческого Качества и для определенного субъекта(географически-территориальный признак)
Сходство: все признаки 1ого и 2го типа есть в этом определении
Различия: Третье определение самое конкретное, а первое и второе более обширное.